Название инновационного проекта:
«Внедрение технологии многомерного чтения для формирования функциональной грамотности младших школьников»
Научное сопровождение проекта:
Гин Светлана Ивановна, профессор кафедры педагогики и частных методик ГУО «Гомельский областной институт развития образования»; кандидат педагогических наук, доцент; +375447033285, e-mail:svetgin@mail.ru
Капшай Наталья Павловна, доцент кафедры педагогики и частных методик
ГУО «Гомельский областной институт развития образования»; кандидат филологических наук, доцент;+375291197968, e-mail:nkapshaj@gmail.com
Добродушенко Марина Иосифовна, начальник управления методического сопровождения образовательного процесса центра дошкольного, общего среднего и специального образованияГУО «Гродненский областной институт развития образования»;+375297894202, e-mail:m.dobrodushenko@mail.ru
Учреждение образования, разрабатывающее проект:
Государственное учреждение образования «Василишковская средняя школа»
Сроки проведения инновационной деятельности: 2021 – 2024.
Актуальность (обоснование целесообразности реализации инновационного проекта)
Основной характеристикой современного мира является быстрая динамика происходящих в нем изменений. Появление глобальной сети Интернет, уже названное четвертой информационной революцией, кардинальным образом изменило общество. Индустриальная эпоха, главным товаром которой были промышленные изделия, в конце ХХ в. – начале ХХІ в. сменилась информационной, когда главным товаром становятся знания. При этом на данном этапе меняется не только характер знаний, востребованных обществом и конкретным человеком, но и их содержание и структура. Одним из важных компонентов в структуре востребованных знаний, наиболее подверженным изменениям, является функциональное знание, определяющее в силу своей личностной значимости для человека содержание его функциональной грамотности.
Прежде всего, данный вызов современности имеет отношение к системе образования. В мире, когда знания стремительно устаревают, человеку необходимо постоянно учиться и переучиваться, причем уметь это делать быстро и качественно.
Цифровизация и компьютеризация общества, быстрое развитие высокотехнологичных производств, применение искусственного интеллекта, появление новых профессий, сфер экономики и социально-психологические изменения самого человека привели к новому расширенному пониманию функциональной грамотности.
По определению российского академика Н.Ф. Виноградовой функциональная грамотность – это базовое образование личности. Выпускник начальной школы должен обладать:
«готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для его совершенствования;
возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи, обладать сформированными умениями строить алгоритмы основных видов деятельности;
способностью строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими ценностями социума, правилами партнерства и сотрудничества;
совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и духовному развитию; умением прогнозировать свое будущее» [7].
Коллектив Центра начального образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» рассматривает функциональную грамотность как совокупность интегративных и предметных компонентов. Предметные компоненты соответствуют предметам учебного плана на первой ступени общего среднего образования, интегративные проявляют свою сущность в сопровождении любого предметного компонента.
К интегративным компонентам функциональной грамотности относятся читательская, информационная, коммуникативная и социальная.
Ведущим компонентом является читательская грамотность, под которой понимается способность к чтению и пониманию разнообразных типов текстов, умение извлекать информацию и использовать ее при решении учебных, учебно-практических задач и в повседневной жизни.
Информационная грамотность предполагает умение запрашивать, искать, отбирать, оценивать и перерабатывать нужную информацию, создавать и обмениваться новой информацией, что является основой формирования общеучебных умений и навыков.
Коммуникативная грамотность включает способность к успешному взаимодействию в различных формах с учетом особенностей учебной и жизненной ситуации, владение культурой вербального и невербального общения.
Социальная грамотность предполагает способность адекватно реагировать на современные вызовы, быстро и гибко адаптироваться к изменяющимся условиям социума.
Таким образом, функциональная грамотность должна рассматриваться не как дополнительное содержание образования, а как ценностный ориентир, позволяющий учащемуся постоянно применять приобретаемые знания и умения для решения жизненных задач в различных сферах деятельности, общения и социальных отношений.