Инновационная деятельность

Название инновационного проекта:

«Внедрение технологии многомерного чтения для формирования функциональной грамотности младших школьников»

 

Научное сопровождение проекта:

Гин Светлана Ивановна, профессор кафедры педагогики и частных методик ГУО «Гомельский областной институт развития образования»; кандидат педагогических наук, доцент; +375447033285,  e-mail:svetgin@mail.ru

Капшай Наталья Павловна, доцент кафедры педагогики и частных методик

ГУО «Гомельский областной институт развития образования»; кандидат филологических наук, доцент;+375291197968, e-mail:nkapshaj@gmail.com

Добродушенко Марина Иосифовна, начальник управления методического сопровождения образовательного процесса центра дошкольного, общего среднего и специального образованияГУО «Гродненский областной институт развития образования»;+375297894202, e-mail:m.dobrodushenko@mail.ru

 

Учреждение образования, разрабатывающее проект:

Государственное  учреждение образования «Василишковская средняя школа»

 

Сроки проведения инновационной деятельности: 2021 – 2024.

 

Актуальность (обоснование целесообразности реализации инновационного проекта)

Основной характеристикой современного мира является быстрая динамика происходящих в нем изменений. Появление глобальной сети Интернет, уже названное четвертой информационной революцией, кардинальным образом изменило общество. Индустриальная эпоха, главным товаром которой были промышленные изделия, в конце ХХ в. – начале ХХІ в. сменилась информационной, когда главным товаром становятся знания. При этом на данном этапе меняется не только характер знаний, востребованных обществом и конкретным человеком, но и их содержание и структура. Одним из важных компонентов в структуре востребованных знаний, наиболее подверженным изменениям, является функциональное знание, определяющее в силу своей личностной значимости для человека содержание его функциональной грамотности.

Прежде всего, данный вызов современности имеет отношение к системе образования. В мире, когда знания стремительно устаревают, человеку необходимо постоянно учиться и переучиваться, причем уметь это делать быстро и качественно.

Цифровизация и компьютеризация общества, быстрое развитие высокотехнологичных производств, применение искусственного интеллекта, появление новых профессий, сфер экономики и социально-психологические изменения самого человека привели к новому расширенному пониманию функциональной грамотности.

По определению российского академика Н.Ф. Виноградовой функциональная грамотность – это базовое образование личности. Выпускник начальной школы должен обладать:

«готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для его совершенствования;

возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи, обладать сформированными умениями строить алгоритмы основных видов деятельности;

способностью строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими ценностями социума, правилами партнерства и сотрудничества;

совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и духовному развитию; умением прогнозировать свое будущее» [7].

Коллектив Центра начального образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» рассматривает функциональную грамотность как совокупность интегративных и предметных компонентов. Предметные компоненты соответствуют предметам учебного плана на первой ступени общего среднего образования, интегративные проявляют свою сущность в сопровождении любого предметного компонента.

К интегративным компонентам функциональной грамотности относятся  читательская, информационная, коммуникативная и социальная.

Ведущим компонентом является читательская грамотность, под которой понимается способность к чтению и пониманию разнообразных типов текстов, умение извлекать информацию и использовать ее при решении учебных, учебно-практических задач и в повседневной жизни.

Информационная грамотность предполагает умение запрашивать, искать, отбирать, оценивать и перерабатывать нужную информацию, создавать и обмениваться новой информацией, что является основой формирования общеучебных умений и навыков.

Коммуникативная грамотность включает способность к успешному взаимодействию в различных формах с учетом особенностей учебной и жизненной ситуации, владение культурой вербального и невербального общения.

Социальная грамотность предполагает способность адекватно реагировать на современные вызовы, быстро и гибко адаптироваться к изменяющимся условиям социума.

Таким образом, функциональная грамотность должна рассматриваться не как дополнительное содержание образования, а как ценностный ориентир, позволяющий учащемуся постоянно применять приобретаемые знания и умения для решения жизненных задач в различных сферах деятельности, общения и социальных отношений.

Основной характеристикой современного мира является быстрая динамика происходящих в нем изменений. Появление глобальной сети Интернет, уже названное четвертой информационной революцией, кардинальным образом изменило общество. Индустриальная эпоха, главным товаром которой были промышленные изделия, в конце ХХ в. – начале ХХІ в. сменилась информационной, когда главным товаром становятся знания. При этом на данном этапе меняется не только характер знаний, востребованных обществом и конкретным человеком, но и их содержание и структура. Одним из важных компонентов в структуре востребованных знаний, наиболее подверженным изменениям, является функциональное знание, определяющее в силу своей личностной значимости для человека содержание его функциональной грамотности.

Прежде всего, данный вызов современности имеет отношение к системе образования. В мире, когда знания стремительно устаревают, человеку необходимо постоянно учиться и переучиваться, причем уметь это делать быстро и качественно.

Цифровизация и компьютеризация общества, быстрое развитие высокотехнологичных производств, применение искусственного интеллекта, появление новых профессий, сфер экономики и социально-психологические изменения самого человека привели к новому расширенному пониманию функциональной грамотности.

По определению российского академика Н.Ф. Виноградовой функциональная грамотность – это базовое образование личности. Выпускник начальной школы должен обладать:

«готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для его совершенствования;

возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи, обладать сформированными умениями строить алгоритмы основных видов деятельности;

способностью строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими ценностями социума, правилами партнерства и сотрудничества;

совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и духовному развитию; умением прогнозировать свое будущее» [7].

Коллектив Центра начального образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» рассматривает функциональную грамотность как совокупность интегративных и предметных компонентов. Предметные компоненты соответствуют предметам учебного плана на первой ступени общего среднего образования, интегративные проявляют свою сущность в сопровождении любого предметного компонента.

К интегративным компонентам функциональной грамотности относятся  читательская, информационная, коммуникативная и социальная.

Ведущим компонентом является читательская грамотность, под которой понимается способность к чтению и пониманию разнообразных типов текстов, умение извлекать информацию и использовать ее при решении учебных, учебно-практических задач и в повседневной жизни.

Информационная грамотность предполагает умение запрашивать, искать, отбирать, оценивать и перерабатывать нужную информацию, создавать и обмениваться новой информацией, что является основой формирования общеучебных умений и навыков.

Коммуникативная грамотность включает способность к успешному взаимодействию в различных формах с учетом особенностей учебной и жизненной ситуации, владение культурой вербального и невербального общения.

Социальная грамотность предполагает способность адекватно реагировать на современные вызовы, быстро и гибко адаптироваться к изменяющимся условиям социума.

Таким образом, функциональная грамотность должна рассматриваться не как дополнительное содержание образования, а как ценностный ориентир, позволяющий учащемуся постоянно применять приобретаемые знания и умения для решения жизненных задач в различных сферах деятельности, общения и социальных отношений.

 

Календарный план реализации инновационного проекта

«Внедрение технологии многомерного чтения для формирования функциональной грамотности младших школьников»

на 2023-2024 учебный год

 

Название этапа «Внедрение технологии многомерного чтения для формирования функциональной грамотности учащихся третьих классов».

Цель этапа: повышение уровня функциональной грамотности учащихся третьих классов.

Задачи этапа:

- внедрить пособие для учителя и учебник-тетрадь по технологии многомерного чтения в образовательный процесс учащихся третьего года обучения;

- создавать условия для использования несплошных текстов при обучении в третьем классе по учебным предметам: математика, русский (белорусский) язык, русская (белорусская) литература, «Человек и мир», «Основы безопасности жизнедеятельности»;

- организовать деятельность по повышению уровня произвольного внимания учащихся;

- оценить динамику уровня сформированности функциональной грамотности учащихся третьих классов.

Содержание работы

Сроки

Ответственные

Форма предоставления результатов работы

1

Заседание педагогического совета «Об утверждении календарного плана реализации инновационного

проекта  на 2022/2023 учебный год”.

 август, 2023

Босько Е.С., зам.директора по УР

Выписка из протокола педсовета,, приказ на

основании решения педсовета

2

Издание приказа об инновационной деятельности

 август, 2023

 

Босько Е.С., зам.директора по УР

Приказ

3

Инструктивно-методическое совещание

«О разработке индивидуальных календарно-тематических  планов инновационной деятельности на 2022/23 учебный год»

сентябрь, 2023

Босько Е.С., зам.директора по УР

Протокол совещания

 

4

Организация работы учителей- инноваторов по теме самообразования.

сентябрь, 2023

Босько Е.С., зам.директора по УР

Темы самообразования

5

Утверждение индивидуальных календарно-тематических  планов инновационной деятельности на 2022/23 учебный год

сентябрь, 2023

Босько Е.С., зам.директора по УР

Индивидуальные календарно-тематические планы

6

Проведение занятий по технологии многомерного чтения

в течение учебного года

Ханько С.А., Ващило А.В.- педагоги-инноваторы

Планы занятий

7

Участие в семинарах по реализации  инновационного проекта, проводимых консультантами инновационного проекта

в течение учебного года

Босько Е.С., зам.директора по УР

Справка об обучении

8

Родительское собрание «Особенности образовательного процесса в 3-их классах в инновационном режиме»

сентябрь, 2023

Босько Е.С., зам.директора по УР

Протокол собрания

9

Организация психологического мониторинга по

теме инновации, подбор методик, направленных на повышение уровня произвольного внимания.

сентябрь

 

 

 

Богдевич А.И., педагог социальный

Пакет измерительных материалов.

10

Участие заместителя директора в ZOOM-совещаниях с консультантами инновационного проекта

1 раз в четверть

Босько Е.С., зам.директора по УР

Материалы совещаний

12

Предоставление информации о ходе реализации инновационного проекта в ИССИД (информационную систему сопровождения инновационной деятельности)

в течение года

Босько Е.С., зам.директора по УР

Информация о ходе реализации проекта

13

Стартовая диагностика техники чтения

сентябрь

Босько Е.С., зам.директора по УР

Результаты диагностики

14

Стартовая диагностика уровня внимания

сентябрь

Босько Е.С., зам.директора по УР

Результаты диагностики

15

Библиотечный урок для учащихся третьих классов «За страницами учебника»

сентябрь

Комкова И.П., библиотекарь

План-конспект

16

Занятие с элементами тренинга для учащихся третьих классов

октябрь

 педагог-психолог

План занятия

17

Стартовая диагностика уровня сформированности функциональной грамотности учащихся третьих классов .

октябрь

Босько Е.С., зам.директора по УР

Результаты диагностики

18

Заседание  читательской лаборатории «Лаборатория писателя и читателя».

 

 

октябрь

декабрь

февраль

апрель

Комкова И.П., библиотекарь

Планы-конспекты

19

Заседание постоянно действующего методического семинара «Методы и приёмы работы с несплошными текстами»

 

октябрь

Босько Е.С., зам.директора по УР, Ханько С.А., учитель

План проведения

20

День самообразования

октябрь (последний учебный день четверти)

Ханько С.А., Ващило А.В.- педагоги 3-их классов

План проведения

21

Совещания при директоре  “О ходе реализации инновационного проекта”

октябрь, декабрь, март,

май

Босько Е.С., зам.директора по УР

Протоколы совещаний

22

Литературная игра “Креатив-бой” по сказкам С.Я.Маршака

ноябрь

Комкова И.П., библиотекарь

Конспект мероприятия

23

Заседание  постоянно действующего методического семинара «Формирование функциональной грамотности младших школьников средствами технологии многомерного чтения. Эффективные приёмы работы с литературным текстом»

декабрь

Босько Е.С., зам.директора по УР

Протокол заседания

24

Участие учителей в семинарах  по теме проекта

в течение года

Ханько С.А., Ващило А.В.

Практико-информационные материалы

25

Участие педагогов в заседании  читательской лаборатории писателя и читателя «Читаем с удовольствием и пользой». Библиодартс «Знаешь – отвечай, не знаешь – почитай!»

декабрь

 

Комкова И.П., библиотекарь

План проведения

26

День самообразования

декабрь (последний учебный день четверти)

Ханько С.А., Ващило А.В.- педагоги 3-их классов

План проведения

27

Психологический час с элементами тренинга

январь

педагог-психолог

План занятия

28

Ведение дневников инновационной деятельности педагогами, участвующими в реализации инновационного проекта.

в течение учебного года

Ханько С.А., Ващило А.В.

Дневники участников проекта

29

Организация и проведение консультаций для участников инновационной деятельности.

в течение учебного года

Босько Е.С., зам.директора по УР, Ханько С.А., учитель-методист

График консультаций

30

Организация изучения литературы по теме инновационного проекта

в течение учебного года

Участники проекта

Реферативный обзор источников по проблеме

31

Психологический тренинг для участников инновационного проекта

февраль

 педагог-психолог

План занятия

32

Библиотечный креатив для учащихся третьих классов «Как пользоваться детскими энциклопедиями»

февраль

Комкова И.П., библиотекарь

План проведения

33

Заседание постоянно действующего методического семинара по формированию функциональной грамотности «Формирование функциональной грамотности – необходимое условие развития метапредметных компетенций»

февраль

Босько Е.С., зам.директора по УР, Ханько С.А., учитель

протокол

34

Контроль за ведением дневников участниками инновационного проекта.

в течение учебного года

Босько Е.С., зам.директора по УР

Анализ результатов

35

Обсуждение хода и результатов реализации инновационного проекта на заседаниях методического совета.

январь, май

Босько Е.С., зам.директора по УР

Протоколы заседания методического совета

36

Организация поддерживающих занятий с учащимися по внедрению технологии многомерного чтения в рамках реализации инновационного проекта

в течение учебного года

Участники проекта

Планы занятий

37

Панорама открытых уроков по технологии многомерного чтения.

февраль-март (по согласованию с консультантом проекта)

Ханько С.А., Ващило А.В.- педагоги 3-их классов

Конспекты занятий

38

Тренинговое занятие для третьеклассников по развитию произвольного внимания.

март

 педагог-психолог

План занятия

39

Литературный круиз “Сильный, смелый дядя Стёпа и другие” (к 110-летию С.Михалкова)

март

Комкова И.П., библиотекарь

Конспект мероприятия

40

День самообразования

март (последний учебный день четверти)

Ханько С.А., Ващило А.В.- педагоги 2-ых классов

План проведения

41

Участие учащихся третьих классов в празднике к Международному Дню детской книги «Пусть всегда будет книга!»

 

апрель

Комкова И.П., библиотекарь

Конспект мероприятия

42

Проведение итоговой диагностики техники чтения

апрель

Босько Е.С., зам.директора по УР

Результаты диагностики

43

Проведение итоговой диагностики уровня внимания

апрель

Босько Е.С., зам.директора по УР

Результаты диагностики

44

Подготовка и написание справки “О промежуточных результатах реализации иннновационного проекта”

апрель

Босько Е.С., зам.директора по УР

Отчет

45

Проведение итоговой диагностики функциональной грамотности

май

Босько Е.С., зам.директора по УР

Результаты диагностики

46

Проведение анкетирования участников инновационной деятельности

май

Босько Е.С., зам.директора по УР

Результаты анкетирования

47

Совещание при директоре “О результатах инновационной деятельности за 2023/2024 учебный год”

май

 директор, Босько Е.С., зам.директора по УР

Справка, протокол совещания

48

Составление календарного плана на 2024/2025 учебный год

май

Босько Е.С., зам.директора по УР

Календарный план

49

Выставка-презентация книг для учащихся третьих классов для чтения летом

”Дружи с книгой летом”

май

Комкова И.П., библиотекарь

Реферативный обзор книг

50

Участие педагогов-инноваторов в обучающем семинаре

июнь

Ващило А.В., Ханько С.А.

Практико-информационные материалы

Библиодартс «Знаешь – отвечай, не знаешь – прочитай!»

          Для участников инновационной деятельности - учащихся 3-х классов - в  школьной библиотеке проведён библиодартс «Знаешь – отвечай, не знаешь – прочитай!».

          Основными задачами мероприятия было  пробуждение интереса детей к книге посредством игры, воспитание дружелюбия, товарищества, взаимовыручки.

          За основу взята игра дартс.  С помощью метания дротиков, играющему нужно было получить свой вопрос и ответить на него. Если ответа участник не знал, то в помощь были книги, энциклопедии,  литература, представленные на выставке.

          Игровое поле было разделено на сектора.  Больше всего учащимся понравился сектор «Сказочные телеграммы», где ребята отгадывали имя отправителя.  Следующий сектор назывался «Мудреные загадки», где ребята угадывали названия различных сказок. В секторе «Логические вопросы» участникам  необходимо было быть предельно внимательными и уметь логически мыслить. Оказалось, что это совсем не просто. В  секторе «Найди ошибку» учащиеся учились рассуждать и быть внимательными.

Победителем игры стал Савицкий Павел, набравший наибольшее количество жетонов. В этой игре  ребята смогли проявить себя и меткими стрелками, и знатоками  детских книг.

 

 

Конкурс чтецов детской поэзии «Стихов любимейшие строки»

20 апреля  для учащихся 3-х классов в библиотеке в рамках читательской лаборатории «Лаборатория читателя и писателя» прошел конкурс чтецов детской поэзии «Стихов любимейшие строки». Учащиеся с удовольствием слушали и читали стихи детских поэтов, смотрели инсценировки, узнали, что стихи бывают цветные (лиловые, зеленые, красные). В конце жюри  подвело итоги конкурса. Лучше всех декламировала свое стихотворение Кутурмазова Маргарита, она заняла 1 место, 2 место заняла Русинович Милана,3 место занял Савицкий Павел.

   

Конкурс поделок из пластилина «Сказка своими руками»

14 февраля для участников инновационного проекта в библиотеке организован конкурс поделок из пластилина «Сказка своими руками». Учащиеся с удовольствием лепили своих любимых сказочных героев.

 

    

 

 

 

Наши любимые домашние животные»

4 октября для учащихся 3-х классов в рамках читательской лаборатории «Лаборатория читателя и писателя» прошло мероприятие «Наши любимые домашние животные». Учащиеся узнали много интересного о братьях наших меньших, поделились рассказами о своих пушистых друзьях. В конце мероприятия прошел мастер-класс по изготовлению фигурок домашних животных из бумаги.

 

6 октября состоялся  мастер-класс «Проектирование и использование системы разноуровневых заданий в образовательном процессе для формирования читательской грамотности учащихся». Своими знаниями поделилась Калиниченко Татьяна Антоновна - учитель Государственного учреждения образования «Гимназия № 38 г. Минска имени Н. А. Шугаева».