Родительский университет

Цель: повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства.

 

Задачи:

формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;

формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания (формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;

обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;

организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования и т.д.

Целевая группа – родители (законные представители) учащихся.

 

Работа родительского университета организуется с учётом закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды по трём ступеням:

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» – для родителей учащихся I-IV классов учреждений общего среднего образования;

II ступень – «Мой ребенок – подросток» – для родителей учащихся V-IX классов учреждений общего среднего образования;

III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник» – для родителей учащихся X-XI классов учреждений общего среднего образования.

 

Формы проведения занятий:

дистанционные (вебинары, форумы, on-line консультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, работа на горячей линии учреждения образования, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях).

 

ПЛАН

реализации республиканского проекта «Родительский университет» в ГУО «Василишковская средняя школа»

 

Класс

Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов

Форма

проведения

Ответственные

сентябрь

1

1-е классы

Тема. Адаптация учащихся в 1-м классе.

Физиологическая, психологическая и социальная адаптация обучающихся к школе. Причины социально-психологической дезадаптации. Помощь ребенку в адаптации к школе

практикум

Педагог социальный

2

3-е классы

Тема. Значение школьной отметки в жизни ребёнка.

Отметка и оценка знаний учащихся. Критерии оценки. Влияние оценки на самооценку учащихся. Рекомендации родителям по формированию у ребенка навыков самоконтроля, умения работать самостоятельно, воспитания интереса к знаниям

беседа

Классный руководитель

3

4-е классы

Тема. Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов.

Познавательная рефлексия: способность осознать причины учебных неудач и успехов. Формирование произвольности познавательных процессов: внимания, памяти. Личностные особенности младших школьников

лекция

Педагог-психолог

4

5-е классы

Тема.  Адаптация ребенка в новом коллективе.

Формирование нового учебного коллектива 5 класса.

Адаптация ребенка в новой среде.

Трудности адаптации пятиклассников к школе

семинар-практикум

Классный руководитель

 

5

6-е классы

Тема.  Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи.

Ребенок и удовлетворение его потребностей в семье.

Психолого-педагогические факторы развития и воспитания ребенка в семье.

Типы семейного воспитания и их характеристика.

Гармоничное семейное воспитание, его основные характеристики. Проблемы нравственного воспитания детей в семье.

Нравственные традиции и обычаи

Ценности семьи как основа воспитания ребенка

лекция

Педагог социальный, классный руководитель

 

7-е классы

Тема. Психологические и физиологические особенности семиклассников.

Возрастные особенности 13-14-летних подростков.

Специфика развития внимания, памяти, мышления.

Половое созревание. Здоровье школьника и его успехи в учёбе

беседа

Педагог-психолог

 

9-е классы

Тема. Портрет современного подростка.

Индивидуальные особенности подростка и характерные возрастные черты. Ключевые переживания возраста.

Личностные особенности и особенности общения.

Возможные проблемы, внешние и внутренние конфликты, отношение к учебе

лекция

Классный руководитель

 

10-е классы

Тема. Здоровье — это жизнь.

Факторы риска для здоровья современной молодежи. Проблема здорового питания. Увлечение диетами.

Гиподинамия – проблема современных молодых людей. Стресс и его влияние на здоровье.

Вредные привычки.

Сохранение здоровья и правила здорового образа жизни. Режим дня

беседа

Педагог социальный

октябрь

1

2-е классы

Тема. Как родители могут помочь ребенку учиться.

Соблюдение режима дня – важное условие успешной учёбы ребенка. Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьников. Типичные ошибки родителей в организации учебного труда ребенка

семинар-практикум

Классный руководитель

педагог-психолог

2

8-е классы

Тема. Жизненные цели подростков.

Цели подросткового периода.

Постановка целей и их достижение.

Успеваемость в школе как один из факторов успешного достижения целей

вебинар

Педагог-психолог, педагог социальный

3

11-е классы

Тема. Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении?

Определение профессиональных склонностей и способностей старшеклассников. Факторы, влияющие на выбор профессии. Роль родителей в процессе выбора профессии и самоопределении старшеклассника. Приоритеты старшеклассников в выборе профессии. Профессиональные династии. Помощь старшеклассникам в выборе будущей профессии

семинар-практикум

Классный руководитель

ноябрь

1   2

1-е классы

Тема Режим дня школьника.

Соблюдение санитарно-гигиенических норм. Организация режима дня школьника. Воспитание самостоятельности и организованности у первоклассника

беседа

Классный руководитель

2

5-е классы

Тема . Ребенок среди сверстников

Детский коллектив и его значение в развитии личности школьника. Потребности ребенка в признании и самореализации. Проблемы лидерства. Развитие способности к сотрудничеству как предпосылка успешности в жизни. Как помочь ребенку в налаживании отношений со сверстниками

круглый стол

Классный руководитель

педагог-психолог,

педагог социальный

3

7-е классы

Тема. Профилактика правонарушений подростков.

Противоправное поведение несовершеннолетних. Факторы и причины правонарушений. Подростки «группы риска»

консультация

Педагог социальный

4

9-е классы

Тема. Агрессия, её причины и последствия.

Формы агрессивного поведения подростков.

Причины агрессивности и ее влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми. Возможные способы преодоления агрессивности в поведении подростка. Рекомендации для родителей по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростка

семинар-практикум

Педагог-психолог,

педагог социальный

5

10-е классы

Тема. Первая любовь в жизни вашего ребенка.

Особенности юношеской любви.

Культура поведения влюбленных.

Как помочь, а не навредить взрослеющему ребёнку

круглый стол

Педагог-психолог,

классный руководитель

декабрь

1

2-е классы

Тема. Главные правила здорового образа жизни.

Здоровье школьника и его успехи в учёбе.

Формирование здорового образа жизни учащихся младших классов.

Основные правила здорового образа жизни: рациональное питание, двигательная активность, положительные эмоции.

Роль семьи в физическом воспитании детей. Кодекс семейного здоровья

семинар-практикум

Классный руководитель

2   2

3-е классы

Тема: Психологические и физиологические особенности третьеклассников.

Специфика развития восприятия, внимания, памяти, мышления у младших школьников. Особенности межличностного общения.

Самооценка младших школьников

лекция

Педагог-психолог

3

4-е классы

Тема. Как научить своего ребенка жить в мире людей.

Воспитание культуры поведения и уважения к людям у учащихся. Формирование правил поведения и хороших манер.

Культура личности: культура внешности, общения, речи. Эффективное общение: основные составляющие

дискуссия

Педагог социальный

4

6-е классы

Тема. Профилактика проблемного поведения подростков.

Отклоняющееся поведение подростков. Формы аддитивного (зависимого) поведения подростков (курение, алкоголизм, наркомания и др.). Причины зависимого поведения.

Профилактика зависимостей в подростковой среде.

Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростков.

психологический тренинг

Педагог-психолог, классный руководитель

ЗДВР

5

8-е

классы

Тема. Как уберечь подростка от насилия.

Насилие и безопасность наших детей. Виды насилия. Анализ проблемных ситуаций. Профилактика основных рисков. Особенности виктимного  поведения (поведения«жертвы»)

круглый стол

Педагог-психолог,

педагог социальный

6

11-е классы

Тема. Как уберечь ребенка от зависимостей?

Зависимое поведение, его причины, факторы риска. Формирование зависимости. Виды угроз, представляющих опасность для жизни, физического, психического и нравственного здоровья и полноценного развития старшеклассника Интернет-зависимость. Пути профилактики и преодоления: памятка для родителей

 беседа

Педагог-психолог, педагог социальный

ЗДВР

  Январь

1

1-е классы

Тема  Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка.

Ценности, традиции и обычаи семьи. Значение примера родителей в воспитании ребенка. Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться

круглый стол

Классный руководитель

2

3-е классы

Тема  Здоровая семья – здоровый ребенок.

Формирование умений и навыков здорового образа жизни. Спорт в жизни родителей и детей. Основные правила здорового образа жизни

беседа

Педагог социальный

           Февраль

1   1

2-е классы

Тема .Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка.

Семейное благополучие и семейное неблагополучие. Факторы, причины и индикаторы семейного неблагополучия. Семьи со скрытой формой неблагополучия. Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности и психическое здоровье ребенка

лекция

Педагог-психолог, педагог социальный

2

4-е классы

Тема  Ребенок и компьютер.

Компьютер дома: польза или вред? Компьютерные игры. Влияние компьютера на организм и личность ребенка. Плюсы и минусы использования компьютера школьником. Как правильно организовать работу школьника за компьютером. Сохранение здоровья ребенка при работе за компьютером

дискуссия

Педагог-психолог, классный руководитель

ЗДВР

3

5-е классы

Тема. Ваш ребенок вырос.

Особенности младшего подросткового возраста. Физическое, психическое и социальное развитие младших подростков. Общение подростков со сверстниками и взрослыми. Трудности и риски младшего подросткового возраста

лекция

Педагог-психолог, педагог социальный

4

7-е классы

Тема. Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста

Жизнь семьи с ребенком-подростком: борьба принципов или поиски компромиссов. Психологический климат в семье. Родительский авторитет. Как его приобрести и как не потерять. Правила взаимодействия с подростком

психологический тренинг

Педагог социальный, педагог-психолог

5

9-е классы

Тема . Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять.

Подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей. Формирование у подростков потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своё здоровье. Профилактика вредных привычек

лекция

Педагог-психолог, классный руководитель

педагог социальный

6

10-е классы

Тема. Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек.

Репродуктивное здоровье юношей и девушек.

 Факторы риска для репродуктивного здоровья. Условия сохранения репродуктивного здоровья.

Отношения между юношами и девушками, любовь и сексуальные отношения. Рискованное поведение молодежи. Незапланированная беременность и аборт. Профилактика ЗППП.

Стиль жизни и репродуктивное здоровье молодежи. Влияние семейного воспитания на формирование у подростков ценности репродуктивного здоровья

круглый стол

Педагог-психолог,

педагог социальный

классный руководитель

 март

1

6-е классы

Тема . Безопасность подростков в сети  Интернет.

Виртуальная реальность: возможности и опасности. Основные правила медиабезопасности для родителей и подростков. Профилактика интернет- рисков. Как уберечь ребенка от опасностей в социальных сетях

дискуссия

Педагог-психолог, классный руководитель

ЗДВР

2

8-е классы

Тема . Осторожно: суицид.

Суицид среди несовершеннолетних. Виды и причины. Мотивы суицидального поведения у подростков. Индикаторы суицидального риска. Профилактика суицидального поведения

семинар-практикум

Педагог-психолог, педагог социальный

3

11-е классы

Тема  Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни.

Воспитание старшеклассника как будущего семьянина. Формирование осознанного отношения к вступлению в брак и будущей семейной жизни. Формирование ценностного отношения к родительству,  рождению и воспитанию детей. Роль семейных взаимоотношений и традиций в подготовке старшеклассников к семейной жизни

круглый стол

Педагог социальный, классный руководитель

 

апрель

1

1-е классы

Тема. Положительные эмоции в жизни школьника.

Эмоции в нашей жизни. Значение эмоционально-чувственной сферы для формирования полноценной личности. Рекомендации родителям по развитию положительных эмоций ребенка

психологический тренинг

Педагог-психолог

2

3-е классы

Тема Эффективное общение в семье – залог успеха школьника.

Сущность семейного общения.

Семья как система межличностных взаимодействий. Общение как процесс взаимовлияния. Особенности семейного общения.

Культура семейного общения.

Влияние общения родителей с детьми на их полноценное развитие. Навыки эффективной коммуникации. Создание в семье атмосферы защищенности, тепла и любви

психологический тренинг

Педагог-психолог, педагог социальный

3

7-е классы

Тема.  Как повысить учебную мотивацию подростков.

Отношение подростков к обучению. Потеря интереса к учебе у подростков – что делать и как избежать.

Причины снижения учебной мотивации в подростковом возрасте. Как заинтересовать подростка обучением Мотивация на успех

 семинар-практикум

Классный руководитель

педагог-психолог

4

9-е классы

Тема  Профессиональная ориентация девятиклассников.

Как помочь подростку выбрать профессию?

Профессиональные намерения и возможности учащихся.

Влияние семьи на выбор профессии подростком.

Как родители могут поддержать ребенка при выборе профессии?

 Знакомство родителей обучающихся с результатами диагностики склонностей, способностей и профессиональных интересов подростков

семинар-практикум

Педагог-психолог, социальный педагог,

классный руководитель

ЗДВР

5

10-е классы

Тема.    Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе?

Влияние застенчивости и неуверенности на учебные успехи старшеклассника.

Пути преодоления застенчивости и неуверенности старшеклассника дома и в школе

круглый стол

Классный руководитель

педагог-психолог

май

1

2-е классы

Тема  Трудовое воспитание детей в семье.

Воспитание в труде.

Роль семьи в развитии работоспособности ученика. Как научить современного ребенка трудиться

дискуссия

Классный руководитель

2

4-е классы

Тема  Книги в жизни школьника

Отношение ребенка к учебной и художественной литературе.

Как сохранить любовь к книге при информационной перегрузке в современном мире

беседа

Классный руководитель

3

5-е классы

Тема Меры наказания и поощрения в современной семье.

Вопросы дисциплины в семье с младшими подростками.

Почему не работают привычные методы воспитания.

Как стать подростку другом без потери родительского авторитета

круглый стол

Классный руководитель

педагог социальный

4

6-е классы

Тема 4 Организация летнего отдыха подростков.

Правила безопасного поведения летом. Опасности свободного времяпровождения подростков. Оказание первой медицинской помощи. Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детей в летний период

дискуссия

Педагог социальный,

ЗДВР

5

8-е классы

Тема 4. Культура поведения в конфликтных ситуациях.

Понятие «конфликт». Супружеские ссоры и конфликты. Развод как психотравмирующий фактор. Последствия развода для супругов и детей.

Семейные конфликты в диаде «родители-дети», причины их возникновения. Стратегии поведения в конфликте, способы преодоления и профилактика детско-родительских конфликтов.

Школьные конфликты. Культура поведения взрослых и детей при возникновении школьных конфликтов

психологический тренинг

Педагог-психолог, социальный педагог,

классный руководитель

6

11-е классы

Тема 4. Как помочь ребёнку в период подготовки к экзаменам?

Профилактика экзаменационного стресса. Факторы, усиливающие и снижающие тревогу. Как помочь старшекласснику справиться с тревогой (мнемотехники, приемы концентрации внимания и приемы расслабления в стрессовой ситуации).

Сотрудничество родителей и педагогов в период подготовки старшеклассников к экзаменам. Помощь в подготовке к экзаменам: правила для родителей выпускников. Режим учебного труда и отдыха в экзаменационный период

семинар-практикум

Классный руководитель

педагог-психолог,

ЗДВР

 

ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ

для родителей учащихся X-XI классов

 

Класс

Темы консультаций для родителей

Ответственные

10

Психофизиологические особенности десятиклассников

Самовоспитание старшеклассников как условие нравственного воспитания

Личное ли это дело – личное счастье?

Формирование семейно-брачных ценностей старшеклассников

Воспитание нравственного идеала, духовного мира старшеклассников

Кем быть и каким быть?

Организация досуга старшеклассников

Особенности здоровья и физического развития старшеклассника

Режим учебного и физического труда, личная гигиена

Классный руководитель,

педагог социальный,

педагог-психолог

11

Трудности личностного роста и их влияние на обучение

Научная организация учебного труда старшеклассников

Роль театра, кино и телевидения в формировании эстетических идеалов у старшеклассников

Закон и ответственность несовершеннолетних

Формирование здорового образа жизни

Физическое совершенство, готовность старшеклассников к труду, военной службе

Самореализация личности

Педагог-психолог,

классный руководитель,

педагог социальный

 

 ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ

для родителей учащихся I-IV классов

 

Класс

Темы консультаций для родителей

Ответственные

1

Психологические особенности младших школьников

Развитие памяти и внимания младших школьников

Мотивы учения младших школьников

Отношения в семье как основа взаимопонимания

Поощрение и наказание детей в семье

Педагог-психолог,

КР

педагог социальный

2

Воспитание вежливости

Профилактика жестокого обращения с детьми

Как на самом деле любить своих детей?

Микроклимат в семье и воспитание ребёнка Конфликтные ситуации в детско-родительских отношениях

Роль отца в воспитании ребенка

Роль семьи в воспитании духовно-нравственных ценностей ребенка

Семейные традиции ценности в воспитании детей

Учение с увлечением

Классный руководитель,

педагог-психолог,

педагог социальный

3

Психологические причины неуспеваемости школьников и их предупреждение

Как выявить и развить способности детей?

Игра и труд в жизни детей младшего школьного возраста

Идеальные родители глазами детей, идеальный ребёнок глазами родителей

Как помочь ребенку стать внимательнее?

Как привить ребенку любовь к чтению?

Конфликтные ситуации между родителем и ребенком: как услышать ребенка?

Педагог-психолог,

классный руководитель,

педагог социальный

4

Агрессивное поведение: как помочь ребенку?

Как помочь ребенку правильно распределить свое время?

Неуспешный ученик: причины и способы решения проблем

Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребёнка

Интеллектуальное развитие ребенка Значение памяти и внимания в интеллектуальном развитии детей Организация свободного времени детей в период летних каникул

Педагог-психолог,

педагог социальный,

классный руководитель,

 

ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ

для родителей учащихся V-IX классов

 

Класс

Темы консультаций для родителей

Ответственные

5

Мой ребенок становится подростком

Психологические особенности младших подростков

Ребенок в коллективе сверстников

Межличностное общение подростков

Отношения в семье

Компьютерные игры: польза или вред?

Вопросы дисциплины

Ответственность родителей за воспитание детей

Педагог-психолог,

педагог социальный,

классный руководитель

6

Роль отца и матери в воспитании ребенка

Как научить учиться с удовольствием?

Школьные конфликты

Трудности переходного возраста

Как предупредить употребление подростками психоактивных веществ?

Мальчики и девочки: как строить взаимоотношения?

Трудовое воспитание в семье

Педагог-психолог,

педагог социальный,

классный руководитель

7

Ваш любимый неидеальный ребенок

Подростковый возраст: проблемы полового созревания

Трудности общения. Конфликты между подростками, основные причины конфликтов Любовь и дружба в подростковом возрасте

Как помочь ребенку стать взрослым?

Подростки в социальных сетях: безопасное поведение

Особенности взаимоотношений между братьями и сестрами в семье

Предотвращение отчужденности между родителями и детьми

Как услышать ребенка, пока он не стал «трудным»?

Педагог-психолог,

педагог социальный,

классный руководитель

8

Как научиться понимать и принимать подростка?

О родительском авторитете

Конфликты с подростком: как вести себя в конфликтных ситуациях?

Подросток в социальных сетях: что делать?

Как научить подростка быть ответственным за свои поступки?

Домашняя работа: удовольствие или наказание?

Отношения между мальчиками и девочками: проблемы полового воспитания

Как сохранить репродуктивное здоровье подростка?

Педагог-психолог,

педагог социальный,

классный руководитель

9

Формирование правосознания и ответственности подростка за свои поступки. Самооценка поведения

Как помочь подростку в выборе профессии?

Как научить детей распоряжаться деньгами?

Свободное время и его значение в формировании личности подростка

Интернет-зависимость: пути преодоления

Организация свободного времени детей в период летних каникул

Ответственное  родительство – залог благополучия семьи

Классный руководитель,

педагог социальный,

педагог-психолог