Исторический музей

О музее

развернуть

ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ «ВАСИЛИШКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»

Адрес:                                              ул. Советская, д.35а, аг. Василишки, Щучинский район                                                                              Гродненская область

Время работы:                               8.30–10.00, суббота

Заказ экскурсий:                          801514-78-5-29

Электронный адрес:                  vas@schuchin-edu.by

Руководитель:                               Борисевич Елена Ивановна

 

Mузей существует с 1985 года, в 2013 году был вновь открыт после реконструкции. В музее размещена экспозиция, посвящённая истории Холокоста. В ней размещены личные вещи узников Василишковского гетто, письмо единственного выжившего узника этого гетто, книга «Память деревни Пески», присланная из Нью-Йорка одним из потомков жертв Холокоста.

Следующая экспозиция рассказывает о быте и народных промыслах населения края. Один из стендов посвящён истории Василишек.

Предлагаемые темы экскурсий:

  • обзорная "Наш школьный музей"
  • тематическая "Жизнь и быт наших предков"
  • тематическая "Листая страницы истории"
  • тематическая "Великая Отечественная война в судьбе моих земляков"
свернуть

Виртуальный музей

развернуть

Уважаемые посетители сайта, приглашаем Вас посетить виртуальный музей Василишковской СШ!

 

Предметы труда и предметы быта

Одним из занятий наших предков было гончарство. Гончарная посуда использовалась в основном для приготовления пищи, подачи ее на стол , иногда для засолки, квашения овощей. Незаменимым предметом домашней утвари являлись кувшины и збаны. Так любящие жены, матери приносили своим работникам, мужьям или сыновьям свежее молоко в кувшине, когда те пасли коров или овец. В них хранили, подавали на стол квас, и другие напитки.     А вот это маслобойка. Она использовалась для преобразования сливок или сметану в масло. Требовалось не малое количество времени, чтобы приготовить вкусное масло для всей семьи. маслобойка была предметом особой гордости ,потому что говорила о достатке в семье. Не зря о богатом человеке говорили, что у него борода масленая.       В каждом крестьянском доме были ступы. Делали их в основном из дерева. Они могли иметь различную высоту, форму и размер. Обычные ступы высотой 80 сантиметров, глубиной 50 сантиметров. Чтобы очистить зерно гречихи или овес от шелухи, чтобы из проса получилось пшено- для всего этого необходимо было иметь ступы. в нее засыпали зерно и толкли пестом. Толочь нужно было долго, а когда в ступе преобладала шелуха все это выносили на улицу, там шелуху уносило ветром. чистую крупу собирали в посуду, промывали водой и готовили кашу. Правильно приготовленная, вкусная каша- залог работоспособности всей семьи.  Плетение - одно из интереснейших занятий любого крестьянина. Изготовленная из бересты, плетеная из прутьев или соломы утварь всегда привлекала внимание гостья и служила надежным хранилищем запасов. Чего только не плели. Это и корзины различных размеров для сбора урожая, и лапти каждому члену семьи, и бочки . Жизнь крестьянина была основана , прежде всего, на трудолюбии, о чем говорят в нашей экспозиции предметы быта.

Народные промыслы

Народное творчество-это часть нашей белорусской культуры. основным занятием женщин в долгие зимние вечера было ткачество.Но прежде, чем ткать, надо было изготовить нить. Основным сырьём для изготовления пряжи были лён и шерсть. Лён выращивали повсеместно. Сохой наши предки орали поле. Далее серпами жали лён, сновали снопы. Заготовленный лён “прочёсывали” специальными деревянными гребнями и замачивали в водоёмах. В октябре месяце лён привозили домой и обрабатывали на тернице, отделяя волокна от кострицы. отсюда произошло и название месяца “кастрычнік”. Далее лён чесали с помощью щётки для чесания льна. Подготовка шерсти к прядению была менее трудоемкой, чем подготовка льна. После стрижки овец ножницами шерсть промывали, разбирали руками и чесали гребнем. Большой и малый гребни для чесания шерсти имели такую же форму, как и для чесания льна.

Орудиями для производства нити являлись веретено и прялка. Прялка представляла лопаткообразную стойку, вставлявшуюся в горизонтальную опору - донце. Лопасти прялок XIII-XV вв. имели простые строгие формы в виде прямоугольной или листовидной лопатки с несколькими дырками. Кудель пряжи прикрепляли к лопатке железными спицами или привязывали веревкой.    Когда все было готово женщины садились левым боком к прялке, левой рукой вытягивали кудель, а правой брали веретено, наматывали на него кудель, вставляли веретено  в пряслице (чтобы не ездило) и пряли. Тонкую и ровную пряжу умели прясть только настоящие рукодельницы. Девочек приучали к веретену уже с 5-ти лет. За день можно было напрясть от 60 до 100 метров нити. Когда на веретено больше уже нельзя было наматывать нить, его заменяли другим.  Позже появился коловород- прялка, проводимая в движение с помощью педали и колеса. Это значительно облегчило труд женщин. Для перематывания ниток в мотки этнографически известно несколько устройств: развивилка, мотовило.  Мотовило представляет крестовину до 70 см длины с развильями на концах, посаженных на круглые шипы. В центре крестовины имеется горизонтальная ось, которая покоится в двух стойках. На конце оси есть рукоятка для привода мотовила в круговое вращение. С началом Великого поста в избах ставили  кросны-ручной ткацкий станок. Основной тип кросен включает в себя: ставни-деревянный каркас,навои-2 деревянных вала, ничельницы-сквозь них протягивали нити основы, рычаги для приведения ничельниц в движение. Для снования (подготовительного процесса тканья на горизонтальном стане), необходимо приспособление, называемое юрок. Это - цилиндрические палочки длиной около 10-12 см; у их концов, отступая на 5-10 мм, сделаны поперечные вырезы до половины диаметра юрка, а также на противоположных сторонах по отношению один к другому. С обеих торцов юрка есть отверстия, доходящие до вырезов. Нитка пропускается через отверстия, потом выходит на поверхность юрка, по винтовой линии делает полоборота и выходит в другое отверстие. Юрки применялись для того, чтобы нити при сновании не скрещивались, плавно ложились на вал и имели соответствующий натяг.

Ещё одним приспособлением для ткачества является челнок. Корпус челнока ладьевидной обтекаемой формы, около 200 мм длины. В середине имелся сквозной (полый) выем длиной около 100 мм и шириной 30 мм. В противоположных торцовых стенках выема есть гнезда для прутка - тонкой оси цевки, на которую наматывается нить утка. Цевку длиной около 90 мм и наружным диаметром 5-6 мм делали из тростника. Изготавливались разнообразные ткани для хозяйственных и других бытовых нужд, а также декоративные ткани: полотенца, скатерти, покрывала. Полотенца украшались как тканым, так и вышитым орнаментом. В тканых полотенцах преобладал геометрический узор, который создавался с помощью специальной техники и располагался в виду поперечных полос. Когда ткань была готова её нужно было гладить. Для этих целей использовали праник с валиком-предметы домашнего быта, которые в старину женщины использовали для глажки белья. Значительно облегчили труд женщин железные угольные утюги. 

Белорусские кросны ― ручной ткацкий станок

На кроснах изготовляли разнообразные ткани: от грубой посконной или сукна до тончайших полотен для намиток (головного убора замужних женщин в Белоруссии), от простого холста до узорных тканей.

 

В Беларуси основной тип кросен включает:

- «ставы» — деревянный каркас, на котором собирают конструкционно важные узлы станка;

 - «навои» — 2 деревянных вала, на один из которых навивают нити основы, а на другой наматывают полотно (задний вал называется "навой", "навойя", "колода". На него наматывается основа и в процессе ткачества она, преврящаясь в ткань, перематывается на передний вал. Передний носит названия "пришва", "грудница", "товарный вал". На него сматывается готовая ткань. В процессе ткачества валы фиксируются в определенном положении, держа в натяжении нити основы и готовую ткань);

- «ниты», или «ничальницы», — надетые рядами на 2 параллельных прутка (верхний и нижний) нитяные петли, сквозь которые протягивают нити основы (от количества нитов зависит узор ткани);

- «бёрда» — приспособление для прибивания уточной нити, состоящее из тонких узких пластинок наподобие гребешка с 2 спинками и вкладывающееся в «набилицы» (Обычно оно сделано из тонких деревянных щепочек, бывают и железные. Каждая щепочка носит название "зуб". От плотности, с которой расположены зубья в берде, зависит плотность ткани. Если зубья расположены редко 2-4 на один сантиметр, то это бердо для очень редкой ткани, а точнее для половика. Для ткани в берде в одном сантиметре располагается 6-9 зубьев, а для тонких тканей еще больше 30 зубьев составляют "пасму".);

 - «поножи», «колёсца», «чепёлки» — рычаги и блоки для приведения в движение нитов. При нажатии па поножи, привязанные к ним ниты расходятся и образуют в основе зев, через который пробрасывают челнок с навитым на цевку утком.

ЧЕЛНОК — вид лодочки без дна. Внутри укладывалась палочка — прутик с цевками.

ЦЕВКИ — цилиндрические, выдолбленные внутри малиновые стержни. На них наматывались нитки для утка кросен. Цевки с нитью вставлялись в челнок и вращались на «прутке».

Великая Отечественная война в судьбе моих земляков

 

     Великая Отечественная  война принесла народам Беларуси не только огромные жертвы на фронте. Тысячи мирных жителей унесла развязанная фашистами бойня.

   В нашем школьном музее хранится письмо единственного выжившего  заключённого еврейского гетто в Василишках Полячека Самуила Рубиновича, в котором он описывает те события. «На пятый и шестой день в Василишки вступили немецкие войска. В тот же день по доносу предателя полевая жандармерия немцев арестовала семерых известных и уважаемых жителей посёлка (в основном это были люди интеллектуального труда и общественные активисты, в частности). Среди них были бывший директор еврейской школы Штейн и его дочь и тут же их расстреляли. Через несколько дней расстреляли ещё двоих, потом ещё и ещё…

    Вначале некоторое время в Василишках заправляли (в духе «нового порядка») несколько добровольцев-полицаев, а затем прислали немецких жандармов, и были созданы регулярная полицейская и административная управы. Начался невероятный террор. От этого террора страдало всё население посёлка и района (тогда Василишки были районным центром), но наиболее жестоким он был по отношению к евреям. В частности под угрозой смертной казни евреям запретили пользоваться своими огородами, велено было сдать безвозмездно всех коров, коз, лошадей, а с наступлением холодов фашисты отобрали всю меховую одежду, включая меховые воротники. Вскоре всё еврейское население было согнано в так называемое гетто. Гетто располагалось на небольшом участке посёлка: на части одной стороны улицы Советская, на улице Школьная и Кроньковская – и там было очень тесно. Например, в той комнате, где я жил, находились 23 человека. Каждый день население гетто с десятилетнего возраста выгонялось на принудительные работы. За работу ничего не платили. Общаться с другими людьми не евреями запрещалось. Каждый житель гетто должен был носить на груди и спине отличительные знаки – жёлтые шестиугольные звёзды величиной десять сантиметров. Был установлен паёк – 125 граммов хлеба в день на трудоспособного человека. Но вместо хлеба выдавали муку за вычетом так называемого припёка, и это составляло что-то немногим 100 граммов. Топлива не было, топили мебелью и чем попало. Выходить за пределы гетто, так же как и входить в него посторонним, категорически запрещалось. За ослушание – расстрел. Мы были наглухо изолированы от остального мира. Кроме того, немцы установили круговую поруку, то есть коллективную ответственность за провинность кого-нибудь, даже одного, из коллектива. Например, в каждой комнате висел список проживающих в ней лиц, заверенный подписью коменданта полиции и печатью. Среди ночи полиция и жандармы устраивали проверки. Если кого-нибудь не оказывалось в комнате или, наоборот, находили лишнего, убивали всех обитателей комнаты. Особенный страх  наводила, как мы называли, «Буда» - крытая машина, - на которой самым неожиданным образом появлялись каратели из Острыны. Они врывались в гетто, окружали какой-нибудь дом и учиняли расправу над его обитателями. Однажды, например, под предлогом того, что во дворе было грязно, они вывели всех, кто жил в этом доме, на мусорку и там расстреляли. Помню, среди несчастных была семья Кушнеров. Так в голоде и холоде, тесноте и страхе прошла зима. Несмотря на трудные условия жизни, мы радовались приходу весны. И вот 8 мая, спозаранку, раздались разрозненные выстрелы. Выглянув в окно, мы увидели во дворе убитого соседа, чуть поодаль – ещё двоих. Таким образом, полицаи дали знать, что все жители гетто должны оставаться в домах. Стоило скрипнуть двери, как тут же раздавался выстрел; мелькнёт чьё-нибудь лицо в окне – выстрел. В каждом доме дежурили полицейские и следили за тем, чтобы никто не вышел из дому. С наступлением ночи фашисты стреляли по окнам и освещали гетто ракетами. Так мы оставались взаперти два дня, 8 и 9 мая. Страдали от жажды и духоты: ведь в комнате ютилось 23 человека! Утром 10 мая 1943 года в дверь начали ломиться немцы. С руганью и ударами прикладов людей сгоняли на Школьную улицу. Кругом валялось много трупов, стояли лужи крови. Ударами плёток и прикладов всех поставили на колени. Затем раздалась команда приготовить документы и посемейно выходить из гетто. На выходе стояли немец по фамилии Виндыш, бургомистр Василишек Шмигиро, некий чин из поселковой управы по фамилии Вашкевич, комендант полиции Ежевский и ещё какие-то лица. Когда наша семья, поравнявшись с ними, протянула документы, стража начала нас избивать и погнала налево по Советской улице. По обеим сторонам улицы стояли немцы с оружием на изготовку. На улице нас заставили лечь лицом вниз. На протяжении всего этого времени били по голове, спине, по чём попало. Спустя какое-то время немцы стали отсчитывать по 10-30 человек и гнать в сторону кладбища. Там людей раздевали, загоняли в яму и расстреливали. В этот день я потерял маму, брата, сестру, дедушку, бабушку, тётку, двух двоюродных братьев…»

  В Василишках ещё живы люди, которые были свидетелями тех страшных событий. Мы записали их воспоминания.

        Людей не стало, остались только вещи. Эти страницы, возможно, читали жители Василишковского гетто в свои последние дни. Стрелки этих часов  остановились навсегда, как остановилось время для тех, кого фашисты расстреляли в годы Холокоста не только в Василишках, но и во многих других населённых пунктах. Перед вами книга Памяти деревни Пески Мостовского района, которую прислали из Нью-Йорка потомки выживших в годы Холокоста. Нельзя без содрогания смотреть на эти фотографии, свидетельствующие о зверствах фашистов.

И сегодня мы должны знать и помнить правду о тех событиях. Помнить, чтобы не повторилось.

 

 

      Первое упоминание о Василишках в летописях относятся к 15 веку. В 1499-1766 годах Василишки –староство в составе Виленского воеводства Речи Посполитой. В 1434 упоминается первый владелец Василишек Николай Некрос Бутвит. Старостами Василишек также были: Ян Стецкович, Ян Радзивил, Василий Львович Глинский, Станислав Кишка, Ян Щитович, Якуб Кранцевич, Павел Сапега. В 1415 году Василишки посещал Ягайло (был известен как король Владислав) . В 1489 году в Василишках по приказу польского короля Казимира Ягелончика был построен первый деревянный костёл св. Апостола Петра в 1655 году (он был разрушен).         В 1506 году Василишки впервые были названы «городом». В 1512 году в списке был записан под 23-м номером. 1 декабря 1518 в Бресте король Сигизмунд 1 Старый передал Василишки конюшенному и гродненскому ловчему Якубу Кранцевичу как залог за ссуду. Позже владельцами Василишек стали Сапеги, а затем роду Кишки. 10 апреля 1648 года король Владислав IY наделил Василишки Магдебурским правом. В 1659 года в Василишках состоялся семейник шляхты Лидского повета. А этим может похвастаться не каждое население.     Во время Северной войны 1700-1721 года польский король Станислав Лещинский в начале февраля 1706 года расположился в Василишках. В 1766 году Василишковское староство имел во владении Михаил Огинский ,он был последним старостой Василишек, так как в 1795 году Василишки вошли в состав Российской империи. Также в 1804 году было открыто переходское училище, а в 1860-е года действовало народное училище.      В 1866 году здесь было 244 двора и 1841 житель. Стояли костёл, церковь, синагога, волостное управление ,школа в которой училось 86 ребят, почтовая станция. Через Василишки проходил торговый путь из Бреста в Вильно, что благоприятствовало развитию села: тут было 42 лавки и 10 питейных домов, а каждое воскресенье шла ярмарка .  

свернуть

Мероприятия

развернуть

Открытие экспозиции, посвященной геноциду белорусского народа

Ко Дню Великой Победы в историческом музее Василишковской СШ открылась экспозиция, рассказывающая о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны. На этом знаковом мероприятии присутствовали заместитель председателя Щучинского райисполкома Елена Васильевна Пасюта, председатель районного Совета депутатов Анна Станиславовна Хведюк, прокурор района Александр Владимирович Демидов, военный комиссар Владимир Евгеньевич Чайко, Тарчинский Павел Викторович, начальник отдела образования, спорта и туризма, Тюсина Татьяна Владиславовна, начальник отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи, Жуковский Василий Сергеевич, председатель совета ветеранов, Зубрицкая Тамара Ивановна, председатель Василишковского сельсовета.

К собравшимся обратилась директор Василишковской СШ Анжела СтаниславовнаТуревич:

-- В январе этого года Президент подписал Закон «О геноциде белорусского народа», направленный на предотвращение фальсификации событий и итогов Великой Отечественной войны. Именно с целью сохранения исторической правды в преддверии 80-летия со дня страшной трагедии – расстрела узников Василишковского гетто, произошедшей в мае 1942 года, -- открывается наша экспозиция. В Щучинском районе зверства фашистов и их пособников были наиболее страшными на территории Василишек. Их действия никогда не найдут оправдания в сердцах белорусов.

Руководитель школьного исторического музея Елена Ивановна Борисевич провела для участников мероприятия экскурсию.

-- Центральное место в нашей экспозиции занимает письмо бывшего узника Василишковского гетто Самуила Рубиновича Полячека, -- говорит Елена Ивановна. -- Оно является ярким подтверждением тех зверств, которые немецкие оккупанты совершали на нашей белорусской земле, осуществляя политику геноцида. В письме Самуил Полячек пишет: «На пятый или шестой день в Василишки вступили немецкие войска. В тот же день по доносу предателя полевая жандармерия немцев арестовала семерых известных и уважаемых жителей посёлка. Среди них были бывший директор еврейской школы Штейн и его дочь. Их тут же расстреляли. Через несколько дней расстреляли ещё двоих, потом ещё и ещё…». Некоторое время в Василишках заправляли несколько добровольцев-полицаев, а затем прислали немецких жандармов. Были созданы регулярная полицейская и административная управы. Начался невероятный террор мирного населения, особенно евреев. Под угрозой смертной казни им запретили пользоваться своими огородами, велено было сдать безвозмездно всех коров, коз, лошадей, а с наступлением холодов фашисты отобрали всю меховую одежду, включая меховые воротники. Вскоре всё еврейское население было согнано в гетто. Каждый день этих людей, начиная с десятилетнего возраста, выгоняли на принудительные работы. Жители гетто должны были носить на груди и спине отличительные знаки – жёлтые шестиугольные звёзды. Был установлен паёк – 125 граммов хлеба в день на трудоспособного человека. Выходить за пределы гетто, так же, как и входить в него посторонним, категорически запрещалось.

Утром 10 мая 1943 всех евреев василишковского гетто согнали на Школьную улицу и группами до 60 человек стали уводить на кладбище, находившееся на окраине поселка. Там уже заранее были вырыты ямы. Людей раздевали, а затем сталкивали в ямы и расстреливали. Зверства продолжались до вечера 11 мая. За два дня было убито 2159 человек. В Василишках ещё живы люди, которые были свидетелями тех страшных событий. Активисты исторического музея подробно записали их воспоминания. 

-- Людей не стало, сохранились только вещи, -- рассказывает Елена Ивановна Борисевич, указывая на экспонаты новой экспозиции. -- Эти страницы, возможно, читали жители василишковского гетто в свои последние дни. Стрелки этих часов остановились навсегда, как остановилось время для тех, кого фашисты расстреляли в годы Холокоста не только в Василишках, но и во многих других населённых пунктах.

В рамках проведенного расследования уголовного дела прокурор района Александр Владимирович Демидов передал в исторический музей Василишковской СШ важные материалы – копии уголовного дела коменданта Ежевского, которые пополнили новую экспозицию.

-- Фашисты и их пособники учинили на территории Беларуси бесчисленное количество военных преступлений, -- констатирует Александр Владимирович. – И мы не успакоимся, пока не расследуем каждое и не восстановим справедливость! Сегодня ещё живы очевидцы тех страшных событий, которые помогают пролить свет на истинное положение вещей. Будьте уверены, перед историей ответят все!

В историческом музее в торжественной обстановке учащимся Василишковской СШ, которым исполнилось 14 лет и которые уже получили паспорт, гости вручили памятные книги. В свою очередь ребята пообещали, что будут достойными памяти дедов и прадедов, которые отдали свои жизни за честь и независимость нашей Родины, и приложат все свои знания и усилия для того, чтобы родная Беларусь развивалась и процветала.

-- События тех далеких лет накладывают на нас огромную ответственность! – подытожила заместитель председателя Щучинского райисполкома Елена Васильевна Пасюта. -- Мы – потомки победителей, которые должны гордо нести звание гражданина Республики Беларусь. Долг каждого из нас – сохранить историческую память, сберечь и укрепить единство нашей Родины!

С Днем Победы поздравил всех присутствующих начальник отдела образования, спорта и туризма Тарчинский Павел Викторович!

Завершилось мероприятие зажжением свечи памяти и возложением цветов у братской могилы жертвам фашизма в сквере агрогородка Василишки.

свернуть

Открытие экспозиции, посвященной геноциду белорусского народа